ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ПЛОСКОСТИ БЫТИЯ
Вначале возник Хаос, а потом появилась Гея, обширная Земля, которая была и остается единственной опорой для всех бессмертных богов, обитающих на снежной вершине Олимпа, и появился Тартар в самой глубинной части Земли, а также Эрос...
Гесиод, "Теогония"
Существование других миров или измерений признается большинством волшебных учений. В этом отношении большое влияние на викку оказала восточная философия, хотя не обошлось и без идей дохристианской Старой Европы. До сих пор во многих течениях викканской религии говорят о существовании трех миров, из которых явились в свет все вещи и явления. Идея о трех мирах появилась очень давно — о них говорится уже в “Теогонии”, написанной в 700 г. до н. э., а позднее об этом же рассказывалось в кельтских преданиях. Другие последователи викки придерживаются теории семи плоскостей бытия, более характерной для западной философии, и не испытывают при этом потребности в принципе трех миров. Древние кельтские и греческие верования об устройстве мира будут нами рассмотрены в одиннадцатой главе, а сейчас я хотел бы рассказать о современном викканском видении мира, как совокупности плоскостей.
АСТРАЛЬНАЯ ПЛOCKOCTЬ
Понятие астральной плоскости включает в себя сразу несколько важных идей викканских волшебных таинств. Нелегко простыми словами определить, что такое астральная плоскость, поскольку она есть измерение, в котором сплелись несколько реальностей, находящихся в сложной взаимозависимости.
(А с т р а л ь н ы й — звездный, мистический, связанный с небесными светилами. — Прим. ред.)
Об астральной плоскости можно говорить, как о параллельном связном множестве в пространстве-времени.
(И в этом смысле она обладает непостижимой бесконечностью: — Прим. пер.)
Но в каком-то смысле это и определенное состояние сознания, относящееся к воображению. Это не то состояние, в котором пребывает разум в моменты неглубокого и неверного дневного сна. Нет, скорее это продукт воображения, создаваемый ясным и твердым сознанием. Если материальная плоскость — это плоскость формы, то астральная плоскость — это плоскость силы. Дж. Бреннан писал так:
“Мысли становятся образами. Абстракции становятся символами. А эмоции становятся их движущими силами” (“Астральные врата”, 1971).
Астральная плоскость во многих отношениях отличается от того мира, в который мы можем еженощно погружаться в своих снах. Основное отличие состоит в том, что в мире снов мы просто следуем за ситуацией по мере ее развития и изменения. Например: снится автобус. Он стоит на остановке, и двери его открыты. Во сне мы садимся в него и едем, не задаваясь вопросом куда и зачем. В астральной плоскости мы реагируем на возникающие предметы и ситуации с той же рациональностью, с какой делаем это в обычной жизни. В этом воображаемом сценарии автобус останавливается, двери распахиваются, но мы задумываемся: а что бы все это могло значить?
На самом деле, мир снов может быть одними из ворот, ведущих в астральную плоскость. Обучающийся волшебным таинствам узнает, как достичь того, чтобы разум мог контролировать развитие сна. Как только тема и сценарий сна начинают поддаваться управлению, то найдется та дверь, через которую можно попасть в астральное измерение. Некоторым удается воздвигнуть в своих снах некое подобие храма, с помощью которого они могут влиять на астральную материю, не заходя в астральное измерение.
Материя астрального измерения называется астральным светом. С ней можно обращаться как с глиной, придавая ей любую желаемую форму при помощи наших мыслей и чувств. На эту эфирную субстанцию влияют не только излучения, приходящие из физической плоскости, но и те, что исходят из духовной и божественной плоскостей.
Поэтому ситуации и события, происходящие в высших плоскостях, влияют на формы, принимаемые астральным эфиром. Это в свою очередь проявляется в материальном мире. Именно эта метафизическая схема объясняет, на чем основано искусство предсказания и ворожбы. Если кто-либо знает, как взглянуть на образы, формирующиеся в астральной плоскости, и как их распознать, то он сможет представить себе и то, что, возможно, произойдет вследствие этого в нашем материальном мире.
Надо ясно понимать, что ясновидение относится только к событиям, которые готовы проявиться в физической плоскости. Астральные образы, стоящие за этими событиями и ими управляющие, могут меняться в зависимости от изменения потоков через астральную плоскость. Следовательно, видимые прорицателем образы относятся к событиям, которые произойдут лишь в том случае, если все останется неизменным. Волшебные поучения говорят, что ничто в мире не предопределено раз и навсегда; и ничто не случится наверняка, несмотря на наши самые серьезные попытки осуществить желаемое (кроме, пожалуй, физической смерти). Но главнейшие события нашей жизни все-таки являются неизменяемой частью некоторой большей картины, и эти события фиксируются в тот момент, когда душа соединяется с телом. Это метафизическое явление называется звездным отпечатком, и на нем основано искусство астрологии. Гороскоп отражает важнейшие события, ожидающие вновь родившегося в его жизни, а также показывает сильные и слабые стороны его духовного состояния. Далее человек может жить так, чтобы помочь осуществиться предначертанному, или же старается избежать того, что было суждено ему в момент рождения. Так как человек обладает свободой воли, то он может изменить ход событий.
ПЛОСКОСТЬ СТИХИЙ
Волшебные поучения говорят о существовании плоскости стихий, называемой также плоскостью сил. В этой плоскости действуют четыре созидательных стихии, составляя все то, что потом проявляется в материальном мире. Над стихиями стоит высшая сила, которая управляет ими, и эта пятая стихия (можно сказать, пятый элемент) — это дух. Он пропитывает собой все остальные четыре стихии.
Если сказать, что каждая из стихий соотносится с одним из квадрантов звездного круга, то пятая стихия представляет вещество самого круга.
Земля является основательной и надежной стихией, отражающей метафизический принцип закона.
Воздух — это стихия интеллекта, и в этом качестве он является отражением жизни. Огонь — самая деятельная из всех стихий, и в этом качестве он представляет свет. А Вода — это стихия плодородия, и именно она воплощает метафизический принцип любви.
Различные стороны событий в плоскости стихий переплетены между собой, образуя все то, чем занят викканин. В магическом смысле, стихии инициируются при произнесении заклинаний, а их энергия концентрируется в амулетах, волшебных орудиях и в самом ритуальном круге. В метафизическом смысле, они являются выражением эмоциональной стабильности и душевного равновесия викканина. Личность человека, его индивидуальность и эмоциональная уравновешенность прямым образом соотносятся с балансом (или его отсутствием) начал всех стихий.
Сознание, заключенное в каждой из стихий, находит свое выражение как мана, нумен или элементал. Со стихией подземного мира мы сопоставляем гномов. Со стихией Воздуха — существ, именуемых сильфами. О существах Огня мы говорим как о саламандрах, а Воды — как об ундинах. Духи, элементалы подземного мира, обладают вибрациями, близкими к вибрациям материальной земли. Поэтому они могут влиять не только на ее минеральную структуру. Они обладают властью над скалами, горными породами, над флорой и фауной. Элементалам и духам Воздуха присущи колебания, сходные с электрическим излучением нервных импульсов. Именно поэтому им подвластны разум и нервная система всех живых существ. Саламандры имеют частоту вибраций, весьма сходную с той, которая характерна для проявления таких мощнейших чувств, как любовь, страх и ненависть. Следовательно, саламандры властвуют над эмоциональным состоянием человека и, в общем, над метаболизмом (обменом веществ) в теле. Вибрации, присущие ундинам, чрезвычайно схожи с внутренними колебаниями в жидкостях. Следовательно, они управляют влажностью и балансом жидкостей в живых организмах и в самой природе.
Каждый акт творения оживляется присутствием этих стихий (или их отсутствием). Каждый существующий или появляющийся в мире объект обладает как материальной, так и духовной частями своей природы. Материальная часть объекта — это наличие у него определенной формы. Духовная часть — это способность объекта к существованию или даже к жизнедеятельности. Все материальное обладает духовнным дополнением до единого целого. Также существует метафизическое соответствие между стихиями и знаками зодиакального круга. Соответственно влияние различных стихий на врожденные свойства данного человека зависит от времени его появления на свет.
Эмпедокл, ученик Пифагора, был первым человеком в истории, который придал доктрине четырех стихий вид цельного учения, а также ввел это понятие в астрологию. Он жил в Сицилии и разработал это учение около 475 г. до н. э., говоря в нем о четырех стихиях как о четверичной основе всех вещей. Следуя учению Эмпедокла, в европейском оккультизме установлено традиционное соответствие знаков Зодиака и стихий.
Земля: Телец, Дева, Козерог
Воздух: Близнецы, Весы, Водолей
Огонь: Овен, Лев, Стрелец
Вода: Рак, Скорпион, Рыбы
Земля: холод и сухость
Воздух: теплота и влажность
Огонь: теплота и сухость
Вода: холод и влажность
АКАШИАНСИИЕ АРХИВЫ
Как говорят нам магические поучения, магнитная сфера Земли, состоящая из эфира в особом связанном состоянии, обладает и энергетическим полем.
В этом энергетическом поле запечатлены все мысли, слова и дела, сказанные или совершенные в прошлом. В оккультной терминологии это поле называется одической мантией. Эфир, составляющий мантию и находящийся в особом состоянии, называется акаша (akasha), а совокупность запечатленных в нем образов называется акашианским архивом (библиотекой).
(В буддийской мифологии считается, что каждый отдельный мир представляет собой плоский диск земли, лежащий на воде. Вода же покоится в воздухе, а воздух — в пространстве, которое и называется акашей. — Прим. Пер.)
В поучениях говорится, что эта плоскость может стать доступной путем астрального путешествия, с помощью ясновидения или погружения в транс. Оккультисты стремятся к мысленному контакту с этим измерением, чтобы получать из него знания, содержащиеся в энергетических узорах.
Старинная викканская пословица говорит: “Ведьма понимает голос ветра”. Это утверждение подробно разъясняется в книге Чарльза Леланда “Арадия — ведьмовской псалом”. В ней Леланд приводит длинный список магических способностей, приписываемым итальянским ведьмам. В соответствии с поучениями арадии, “слышать голос ветра” означает быть в гармонии с вибрациями, производимыми акашианскими потоками. Находясь в духовном резонансе с этими вибрациями, возможно приобрести знания, носимые ветром, и как бы “вспомнить” то, что считалось давно утраченным во глубине веков. Следуя арадийскому учению, необходимо участвовать во всех ритуалах годового колеса, соблюдать все шабаши (treguenda), и только тогда можно встать на путь, которым следует природа.
Акашианские архивы доступнее всего на восходе солнца, а акашианские врата стихий часто используются для доступа в это измерение. Прием, применяемый в западном оккультизме для получения доступа на высшие плоскости, именуется золотым рассветом и обсуждается в одном из приложений в конце этой книги. Если вы хотите поэкспериментировать, то используйте описанную технику открывания дверей стихий, в том числе при мысленном поиске пути к акашианским архивам.
ЗЕМЛЯ ВЕЧНОГО ЛЕТА
Выражение “Земля Вечного Лета” широко используется в викке для обозначения другого мира, куда вступают души умерших по окончании своего бренного существования. Эту страну можно представлять как некий языческий рай, схожий, например, со Страной Удачной Охоты у некоторых индейских племен Северной Америки. Викканская Земля Вечного Лета находится в астральной плоскости. Каждой душой она может восприниматься по-разному, что во многом зависит от того, каким духовным опытом обладает данная душа. То, как долго душа будет оставаться в Земле Вечного Лета, зависит от того, что именно душа переносит с собой из одной жизни в другую, какой опыт накапливает и насколько успешно движется к поставленной цели.
Существование в Земле Вечного Лета дает данной душе возможность осмыслить и прочувствовать все уроки своей земной жизни, а также понять, как приобретенный опыт соотносится с опытом всех предыдущих прожитых ею жизней. В викканской теологии это время считается временем отдохновения и восстановления сил. Как только это время истекает, силы плоскости стихий начинают подготавливать и подталкивать душу к измерению, которое наиболее гармонично подходит к ее духовной натуре в этот период. Душа, готовая к реинкарнации, дожидается в плоскости сил того момента, когда она будет подхвачена зародившимся вследствие сексуального союза вихрем. В волшебных поучениях говорится, что душа будет возрождена в материальном мире в таких условиях и при таких обстоятельствах, когда полученные ею в этой жизни уроки наилучшим образом смогут способствовать ее дальнейшей эволюции и продвижению к выходу из круга перерождений.
Волшебные поучения говорят, что выкидыш или рождение мертвого ребенка означает то, что данная душа уже не нуждается в возвращении в материальный мир. Ей необходимо лишь краткое погружение в плотную материю тела для того, чтобы уравновесить составные части духовной сущности, различные по своим эфирным свойствам.
Возможна и другая причина: для своей духовной эволюции родители нуждаются в уроке. И такой горький урок может быть дан с помощью души, которая уже не испытывает потребности в продолжении физического существования. Конечно, высшие души участвуют не только в подобных сценариях. Гораздо важнее их участие в реинкарнации воплощения божества, например Вишну.
ОККУЛЬТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ
В оккультной философии считается, что все стороны творения могут быть всеобъемлюще описаны четырьмя мирами: духовным, ментальным, астральным и физическим. В этой главе мы поговорим только о внутренних измерениях, так как именно они наиболее важны для понимания скрытого от глаз механизма таинств. Раз существует физическое, материальное измерение, то существуют и духовные, или астральные, измерения. Мы можем назвать их “плоскостями бытия”. Считается, что каждая из плоскостей в той или иной мере отражает свойства более высокой плоскости. Как мы уже не раз говорили, это устройство бытия выражается краткой формулой: “Что наверху; то и внизу”. Существенным является то, что каждая из нижерасположенных плоскостей представляет собой реализованную идею, витающую на более высокой плоскости. При выполнении магических действий желание проецируется на одну из высших плоскостей, чтобы впоследствии реализоваться в материальной плоскости как искомое отражение этого желания. Установленный порядок, в котором принято перечислять эти плоскости, следующий:
- конечная плоскость;
- божественная плоскость;
- духовная плоскость;
- ментальная плоскость;
- астральная плоскость;
- плоскость стихий, или плоскость сил;
- материальная, или физическая, плоскость.
Прямо над материальной плоскостью находится плоскость, известная как плоскость стихий. Все, что происходит в материальном мире, напрямую связано с этой плоскостью. Свойства различных измерений в отдаленной степени напоминают свойства ряда костяшек домино. Стоит одной костяшке упасть, как она влечет за собой целый ряд падений, вызывая цепную реакцию. “Что наверху, то и внизу” — это утверждение согласуется с целым рядом физических и метафизических законов.
Также это объяснение того, каким образом передаются и действуют магические заклинания и религиозные молитвы.
Этот закон отражает суть происходящего внутри плоскостей, когда вибрация одной плоскости вызывает отклик в соседней. Выше плоскости сил находится астральная плоскость, эфир которой отражает мысли коллективного разума. Именно в этой плоскости сосуществуют все небеса и преисподни всех религий мира, созданные и подпитываемые разумом и усердием верующих. Именно в этой плоскости возможно сформировать образ того, чего мы желаем или страшимся.
Поскольку все мы носим в себе искру божественного творения, то и действия нашего разума во многом пытаются повторять те действия, которые присущи сотворившему этот разум. Разница лишь в том, что эти попытки всегда будут ограничены, поскольку мы есть искры, но не их источник.
Но ход и логика самих созидательных процессов схожи. Вот поэтому мы и можем успешно заниматься магией.
Например, если я решил создать подставку для бумаг, чтобы с ними было удобнее работать во время написания книги, то вначале я должен сформулировать соответствующую мысль. Эта мысль пройдет через несколько стадий, соответствующих семи плоскостям. В божественную плоскость попадет искра из окончательной плоскости. В духовной плоскости формируется план работ, в ментальной плоскости происходит визуализация искомого, астральная плоскость формирует выражение мысли в эфирной материи, в плоскости сил происходит перенос этой мысли ниже, где в материальной плоскости и происходит ее воплощение в виде конкретного предмета.
Более простыми словами это можно выразить так: необходимость в чем-то вначале возникает как некоторое возмущение в конечной плоскости, и человек начинает думать, каким образом ему удовлетворить эту необходимость (это происходит в божественной плоскости).
В конце концов у человека формируется идея (в духовной плоскости), которая затем оформляется в что-то более конкретное, что уже можно представить как зрительный образ (в ментальной плоскости). Затем человек находит необходимые материалы и начинает собирать изделие (плоскость сил). И как только трудовой процесс завершается, появляется требуемый предмет (в материальной плоскости).
Магическое искусство — это искусство созидания. Материал, используемый нами, — это астральная субстанция. Способность творить усилием мысли заложена изначально, благодаря той самой божественной искре в каждом из нас. Мы творим в соответствии с “божественной формулой” семи плоскостей. Чем сильнее чувства и чем точнее мысль, тем ярче и весомее будет и астральный отклик. Для того чтобы вызвать с помощью магии изменения в материальном мире, надо вначале произвести их в астральном мире.
Цель магического ритуала состоит в том, чтобы разбудить и направить из астральной плоскости энергию, содержащую мысленную форму.
Символы, жесты, цвета, различные магические предметы — все это является методами астрального сообщения. Но все это создает также и определенный душевный настрой у участников ритуала, который необходим для передачи магических образов в подсознание. Каждый из них излучает энергию своих собственных колебаний, которые приводят к образованию слабых волн, проникающих в астральные измерения и становящихся каналами, по которым вскоре хлынет энергия высших плоскостей.
Ритуал насыщает мысленную форму энергией, каналы широко раскрываются, подобное откликается подобному, и силы обретают могущество. Затем, в соответствии с природой выполняемых действий, возбужденная энергия возносится к астральной плоскости; в случае же ритуала призывания божества божественная энергия изливается на материальную плоскость.