ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. ЖЕНСКИЕ ТАИНСТВА

Магический сосуд превращений мог быть использован исключительно женщиной, потому что телом она подобна Великой Богине, а сама она есть чаша воплощения, рождения и возрождения. Именно поэтому магическая чаша или горшок всегда находятся в руках у женщины — служительницы или ведьмы.

Эрик Ньюман “Великая Мать”

Помимо прочего и не в последнюю очередь викка является лунным культом, в котором продолжают жить женские таинства Старой Европы.

Все женские таинства можно отнести к трем основным категориям: таинства триады, таинства крови и таинства тьмы. Таинства в каждой из этих категорий весьма многогранны, и в этой главе я постараюсь показать всю их глубину и связь с виккой, живым и развивающимся учением.

В женских таинствах триады три составные части: сохранение, формирование и превращение.

Все три относятся к обыденным, земным волшебствам, потому что женщина традиционно главенствует в доме, в постели и у кухонного очага.

В старые добрые времена сами символы женской власти отражали эти стороны человеческой жизни. Метла, горшок, печь и подушка — вот символы власти в домашнем королевстве. В то время женщины особо почитались за то, что они кормили семью. Дом был местом стабильности и уюта. Женщины управляли, явно или неявно, всеми сторонами жизни семьи и играли важнейшую роль в сообществе.

Таинства крови — это совокупность учений и обрядов, связанных с менструацией, возрождением души внутри того же клана и сексуальной магией. Большинство из них являются исключительно древними понятиями, берущими свое происхождение из глубин неолитической эпохи. Знание таинств крови всегда было исключительно женской привилегией, повышающей место женщин в иерархической структуре древних кланов. Могущество знания этих таинств, передаваемых по наследству от матери к дочери, обрекало мужчин в древних матриархальных сообществах на безропотное согласие со всеми действиями женщин. Именно из этих таинств и берет начало традиция женского священнослужительства в викке.

К таинствам тьмы относятся вещи исключительно оккультного характера. Под эту категорию подпадают лунная магия, ритуалы служения Диане, Гекате и Прозерпине, таинства смерти и возрождения, астральная магия, магия снов, да и все остальное, что явно исходит из “иного мира”. Эти таинства, безусловно, наиболее могущественная, но и наиболее опасная составляющая женских таинств

Нет никакого сомнения в том, что присущая последователям таинств колдовская сила являлась причиной ужаса перед ведьмами, который испытывало население во времена инквизиции, да, пожалуй, и в более позднее время.

Женские таинства возникли из древнего представления женщин о самих себе как о вместительницах тайны. Это неудивительно, потому что такие явления, как менструации, беременность и рождение ребенка, не поддавались тогда никаким рациональным объяснениям. Совершенно ясно, что все это ставило женщин в совершенно особое положение по отношению к мужчинам, чьи тела не были способны на что-либо столь же необычное.

Довольно примитивному разуму древних людей было понятно, что тут замешаны и действуют некие потусторонние силы, которые общаются только с женщинами их клана. Эти представления способствовали возвышению женщин в племени и вызывали у мужчин чувство благоговейного почитания.

Клан мог существовать только в тесном взаимодействии отдельных его членов, создававших как бы коллективное сознание клана. Во времена расцвета женских таинств в большинстве ритуалов принимали участие все члены племени. Это понятно, поскольку, к примеру, ритуал плодородия по своей сути предполагал коллективное участие.

С течением времени стала возрастать значимость отдельной личности, стали усложняться сознание и отношения между людьми. Начали появляться ритуалы, основанные на внутренней духовности отдельного человека. В первую очередь усложнились правила и запреты, касающиеся половой жизни и периода менструаций. Настал момент, когда женщины поняли связь между половым актом и последующим зачатием. Среди них были женщины, которые могли научить других, как избежать нежелательного зачатия и многим другим тонкостям любовной магии.

По мере развития общества в нем стала возрастать роль отдельных личностей, обладающих особыми навыками или выдающимися качествами.

Это особенно ярко проявлялось в культах охотничьего сообщества, когда самому сильному и храброму мужчине отводились особые роли. У женщин лидер выявлялся скорее на основе способностей к занятиям шаманством. Некоторые из них выказывали удивительное умение в общении с миром растений и животных, обладая не только высокоразвитыми магическими и сверхчувственными способностями, но, что самое главное, врожденной близостью к природе. Именно эти люди становились организаторами племенных обрядов, тайных и явных.

ТАИНСТВА ТРИАДЫ

Преобразование примитивного общества охотников и собирателей в более прогрессивное сельскохозяйственное общество было процессом, начатым женщинами. Женщины умели обращаться с огнем и готовить пищу, то есть управляли самыми важными в жизни вещами. Велика была роль женщин в строительстве и обустройстве жилищ.

Они плели циновки и делали соломенные крыши, без которых была невозможна постройка дома. Они знали, как делать сосуды для хранения воды и приготовления пищи. Во времена, когда об изобилии не приходилось и мечтать, женщины умело распределяли пищу, помещая часть ее в запасы. Мужчины не очень вникали в женские занятия, потому что им хватало других дел: охоты, набегов на соседние племена и защиты от соседей, тяжелого физического труда. Вероятно, именно создание запасов пищи послужило, причиной более пристального наблюдения за жизненным циклом растений. Корешки и зерна, остававшиеся в земле после извлечения запасов, давали побеги, новые корешки и новые зерна, что не могло не навести на мысль о целенаправленном их посеве. Удивительные превращения глины в горшки, а зерен в колосья были основой для, появления таинств превращения.

Позднее к этому добавилось умение изготавливать травяные настойки и перебродившие опьяняющие напитки.

Подобные наблюдения и открытия особым образом развивали женский ум, а женское мироощущение становилось все более и более отличным от мужского. Именно женское сознание взломало тесные рамки примитивного мышления, перейдя на более высокую творческую ступень.

Мужчины продолжали жить сиюминутными заботами: свежий след обозначал близкое присутствие животного или врага, их появление требовало принятия быстрого решения — бегства или нападения.

Жизнь ставила перед ними множество задач, которые требовали быстрого ответа. Все это привело к тому, что сознание мужчин и женщин развивалось по совершенно разным направлениям. Не стоит забывать о влиянии половых различий и вытекающих из этого социальных ролей мужчины и женщины. И то и другое было одинаково важно для выживания племени, и именно благодаря их удачному сочетанию мы сегодня стали такими, как мы есть.

Забота о малышах и их воспитание целиком лежали на женских плечах, поэтому большую часть времени женщины проводили в деревне или недалеко от нее. Деревня была сравнительно безопасным местом по сравнению с дикими лесами и полями, где хищные звери и кочующие племена представляли реальную угрозу. Мне кажется, что именно благодаря такому раскладу женщины явились основательницами некоего подобия первой социальной системы. Такая социальная структура могла быть только матриархальной. Эта система оставалась неизменной до тех пор, пока мужчины не стали догадываться и о своей важной роли в деле продолжения рода. Но в некоторых уголках современного мира, в Африке и Южной Америке, до сих пор сохраняются осколки когда-то существовавших матриархальных сообществ.

Женщины изобретали кое-какие рычаги общественного воздействия на сильные врожденные половые устремления мужчин. Существует любопытная книга автора Криса Найта, озаглавленная “Отношения крови — менструация и возникновение культуры” (1991). В ней много интересных предположений автора по этому поводу. Например, он размышляет, а не устраивали ли древние женщины что-то вроде сексуальных забастовок, чтобы побудить мужчин своего племени отправиться на охоту? Их возвращение с охоты со свежеубитой дичью означало конец такой забастовки — мясная пища обменивалась на секс. А для того чтобы мужчины не слишком переживали по поводу юнцов, которые в их отсутствие могли насладиться запретным сексом, была разработана целая система табу. Естественно, что система табу включала в себя запреты на половую связь между братьями и сестрами, между матерью и сыновьями.

Женщины всячески укрепляли добрые отношения между сестрами и братьями, чтобы разнузданные сексуальные притязания мужского населения деревни встречали бы отпор со стороны братьев девочек. Они укрощали огонь мужской сексуальности так же, как управляли огнем очага и формировали горшечную глину. Так из первоначальной роли женщин внутри древних кланов возникли таинства сохранения, формирования и превращения. Благодаря занимаемому женщинами высокому положению в обществе смогли появиться традиции, призванные служить их личным нуждам. Ими же была создана целая система табу, которая в своем первоначальном виде была предназначена для того, чтобы облегчить положение женщины внутри рода во время происходящих с ней таинственных событий: менструаций, беременности и рождения ребенка.

ТАИНСТВА КРОВИ

Исследователь пигмеев Райан Эйслер в своей книге “Сокровенные наслаждения. Секс, мифы и общественные отношения” (1995) сообщает, что конголезские пигмеи племени Ба Мбути говорят по поводу менструаций, что “Луна благословляет их”. В их культуре пока не существует отрицательных ассоциаций, связанных с ежемесячной женской слабостью. Более того, первое кровотечение у девушки является поводом для праздника в котором принимает участие вся деревня. Все последующие менструации, “благословенные Луной”,- считаются частью привычной женской жизни, и никто на них просто не обращает внимания. У племени Ба Мбути с этими днями не связаны никакие табу, что довольно необычно для первобытной ментальности.

Истечение крови и прекращение кровотечения стали явлениями, понимаемыми только в рамках женских таинств. Беременность, рождение детей, менопауза — все это является составными частями жизни женщин. Кровотечение или его отсутствие были как бы вехами, отмечавшими все стадии превращений женского организма: кровотечение в момент потери девственности, кровь при рождении ребенка, а затем прекращение кровотечений при наступлении менопаузы. В древние времена даже манера женщины носить свой пояс определенно показывала, на какой именно стадии жизни она находится.

В книге Найта “Отношения крови — менструация и возникновение культуры” рассказывается о примитивных людях, обитающих в лесу и ночующих в кронах деревьях под звездным небом. Им нетрудно было сопоставить лунный и женский менструальный циклы. Найт утверждает, что у многих женщин цикл начинается с началом роста луны, а овуляция происходит во время полнолуния. Луиза Франка, написавшая книгу “Время Дракона — тайна и магия менструального цикла”, также утверждает, что у женщин, живущих и спящих на открытом воздухе, эти циклы и в самом деле согласованы между собой. Вернее, важным является даже не жизнь на открытом воздухе, а полное отсутствие каких-либо искусственных источников света.

Найт приводит интересные данные, собранные им из фундаментальных трудов по женской физиологии. Вот что обнаружилось после анализа данных о продолжительности цикла у 270 тысяч женщин репродуктивного возраста. У наибольшего количества женщин (28%), действительно, менструация начинается в новолуние. У 13% это происходит во время первой лунной четверти, и только у 12% начало цикла связано с полнолунием.

Кроме того, Найт утверждает, что у значительного количества женщин продолжительность цикла составляет 29,5 дня. Такая длительность цикла соответствует наиболее высокой вероятности зачатия. Особенно интересен вывод автора о том, что у женщин, регулярно занимающихся сексом, менструальный цикл наиболее близок к лунному. У женщин, живущих половой жизнью нерегулярно, это соответствие выражено гораздо слабее. Наконец, его исследования показывают; что мужские гормоны играют важную роль в согласовании менструального цикла с “нормальным”, то есть лунным.

В волшебных преданиях говорится, что менструальная кровь была чем-то большим простого показателя половой зрелости женщины. Женское влагалище представлялось магическими вратами, через которые, как из волшебного внутреннего источника, на свет появлялась новая жизнь. В матриархальных религиях этот образ еще более усиливался: это были врата как физического возрождения, так и духовного превращения. В дни месячных кровотечений сверхчувственное восприятие женщины наиболее обострено. Поскольку ток крови стремится поглотить астральную энергию, то способности женщины к исцелению в эти дни проявляются особенно ярко. Мы знаем, что в первую очередь любое заболевание проявляется в астральном теле, видимое как застойные явления в ауре, то есть в энергетическом поле. Но женщина в период менструации способна вобрать в себя астральную энергию другого человека и как бы заземлить ее за счет своего собственного истечения крови. Как только кровь попадает на землю, отрицательная энергия нейтрализуется, и с этого момента начинается движение исцеляющих процессов в ауре больного человека.

Кровь менструаций использовалась также для того, чтобы усилить всхожесть семян, подготовленных к посадке, пропитав и обогатив их жизненной энергией. Иногда поля опрыскивались водой, в которую было добавлено немного крови, и это поощряло рост растений. Семена и растения успевают впитать в себя часть энергии до того, как земля нейтрализует эфирный заряд. Таким же образом колдуньи специально передавали магический заряд на засеянные поля, за что в средние века наказывались с особой беспощадностью. Эти обряды оставляли чрезвычайно сильное впечатление в умах членов сообщества, полностью зависевшего от видов на урожай.

(В книге “Молот ведьм” инквизиторов Я. Шпренгера и Г. Инсисториса, обобщивших практику борьбы с ведьмами на протяжении двух веков, не удалось найти никакого упоминания о подобном обычае. Книга перенасыщена подробными описаниями загадочных, странных и страшных явлений, существовавших в те далекие времена. Тем не менее даже в специальной главе, посвященной порче ведьмами посевов, не говорится о том, что обвинение в подобном действии было когда-либо выдвинуто.

Поэтому приводимое описание передачи магического заряда целиком остается на совести автора книги. — Прим. пер.)

И еще об одном свойстве, приписываемом менструальной крови. Чтобы возрождение после смерти стало неминуемым, необходимо было подкрепить этот процесс жизнетворящими свойствами той крови, что истекает из врат, выпускающих в

свет все живое. В неолитический период и в начале бронзового века в Старой Европе часто делались надгробия круглой формы, имевшие небольшие отверстия, ориентированные в сторону восходящего Солнца.

Эти гробницы символизировали чрево великой богини, а отверстия — ее влагалище. Кроме того, существовали специальные горшочки для сбора менструальной крови. Это были как бы священные сосуды плодовитости, света и превращения.

Кровь использовалась для того, чтобы нанести несколько мазков на тело покойного, после чего тот помещался в гробницу. Свет восходящего солнца, проникающий через отверстие в гробнице, символизировал процесс обновления и возрождения.

Можно представить это так, что солнечный фаллос входил в лунную вагину. Позднее эти ориентированные на восток гробницы стали считаться холмами фей, сохранившимися остатками культа мертвых.

В книге “Сокровенные наслаждения” Райан Эйслер подробно рассказывает о том, каким образом доисторические погребальные обряды и церемонии включали в тебя сексуальные акты. Это делалось для того, чтобы установить энергетическую связь между захоронением и силами возрождения. На неолитических гробницах часто встречается спираль — символ восстановления. Правда, в то время спираль являлась также и символом измененного состояния сознания, которое достигалось использованием грибов-галлюциногенов. Считалось, что грибы обладали свойствами афродизиака, а их сходство с мужскими гениталиями было для древних очевидно. Скорость, с которой грибы вырастали и затем сникали, лишь укрепляло их сходство с фаллосом.

(Точнее, часто говорят о мужских и женских грибах, отличаемых по внешнему виду в соответствии с формой гениталий (выпуклое — вогнутое). Но в кельтских мифах, действительно, о грибах говорится как о захиревших в лесу фаллосах.— Прим. пер.)

Все это уравнивало экстатические танцы и таинства крови погребальных ритуалов.

В волшебных поучениях говорится о тесной связи магии крови с лунным циклом. Полная Луна вызывает овуляцию и символизирует преобразующую силу лунной энергии (следовательно, и женской энергии). Время полной Луны, совпадающее с пиком женской продуктивности, называется временем матери. Именно во время этой фазы лучше всего удается сформулировать и зрительно представить себе все те цели, которых хочется достигнуть в жизни. Во время этой лунной фазы магические образы становятся более осязаемыми, а степень насыщения крови магическими зарядами необыкновенно велика. Это время наиболее подходит для создания мысленных форм. Во время убывающей Луны начинает осуществляться то, что было задумано во время полнолуния. Энергия высказанного желания начинает накапливаться и понемногу материализовываться в физическом мире. Во время новолуния заряженная кровь исходит из магической чаши чрева. К этому времени ток магической энергии замедляется и меняет свое направление. Это наилучшее время для углубленных размышлений и внутренней работы души. Растущая же Луна соответствует периоду увеличивающегося потенциала, и это наилучшее время для занятий и для чтения. В течение этого времени плодородная почва чрева должна быть подготовлена к посеву магического зерна, который произойдет в полнолуние.

ТАИНСТВА ТЬМЫ

Таинства тьмы связаны с оккультной природой всех вещей и явлений, отражая скрытую сущность как материальных, так и духовных процессов.

Мифология таинств тьмы представлена такими легендами, как миф о Деметре и Персефоне. В этом древнем сказании мы еще раз встречаемся с темой отношений богини с господином иного мира. Она поначалу ему сопротивляется, но затем отвечает взаимной любовью. Персефона символизирует собой зерно, энергия плодородия которого пробуждается только тогда, когда оно попадает в землю.

Иной мир — это образ таинственных сил, которые подталкивают росток к поверхности, к его возрождению в новой жизни. Образ Деметры воплощает в себе энергию, питающую появившееся растение и поддерживающую его рост. Подобные мифы, повествующие о схождении богини в подземный мир, впервые появились в Месопотамии.

Затем они попали в Средиземноморье, где приобрели более художественную форму, а впоследствии с ними познакомились кельты.

Говоря о таинствах тьмы, мы обязательно должны упомянуть о существах, которые традиционно считаются связанными с ведьмами и их колдовскими делами. Ворон всегда считался символом смерти и иного мира благодаря его тесной связи с культом мертвых. Полагали, что когда шотландские ведьмы впадали в транс, то души покидали их тела, принимая облик воронов. Свинья же считалась животным, посвященным богине Деметре. В древние времена люди верили в то, что свиная кровь обладает свойством очищать душу от ненависти и зла, поскольку кровь свиньи является наиболее чистой по сравнению с кровью других животных. Это верование восходит к культу мертвых, в котором свинья нередко использовалась как жертвоприношение богам иного мира. Другое существо, связанное с таинствами тьмы, это жаба.

Известно, что выделения некоторых видов жаб содержат мощное психотропное галлюциногенное вещество. Эти выделения использовались для приготовления снадобий, зелий и целебных растираний, необходимых для вхождения в транс и астральных путешествий. Определенные виды грибов, такие, как claviceps purpurea или amanita muscaria, входят в состав снадобий, в которых используется еще и жабья слизь. Как уже говорилось, claviceps purpurea, то есть рожки спорыньи, содержат сходное по составу с ЛСД вещество, причем зараженная спорыньей мука не утрачивает своих свойств в процессе выпечки хлеба.

Возможно, в этом факте кроется одна из причин, по которым во время древних ведьмовских шабашей употреблялись хлеб и вино.

Хотя я и боюсь покоробить современного излишне брезгливого читателя, но нельзя не упомянуть о частом использовании в колдовском промысле мочи человека, поевшего поганок и мухоморов. Как бы дико это ни звучало, но именно эта практика и положила начало таинствам дистилляции и ферментации (брожения). Путем многолетних шаманских опытов были найдены эффективные способы использовать и другие выделения человеческого тела, включая менструальную кровь, семя, слюну и пот. Впоследствии общественное мнение стало рассматривать использование человеческих выделений для колдовских дел как неприемлемое, опасное и извращенное занятие.

Магическими свойствами обладали и многие другие жидкости: соки растений, фруктов и овощей. Считалось, что Луна обладает огромным влиянием на процесс роста растений, поэтому их сок должен иметь магические свойства. Вначале полагали, что действие снадобий, лекарств и ядов определяется магической силой духа, обитающего внутри соответствующего растения. Процессы превращения растений или фруктов в сок, а сока в опьяняющий напиток, выполнялись женщинами-шаманами, причем считалось, что Луна покровительствует в этих занятиях. Впоследствии так возник устойчивый образ колдуньи, помешивающей в котле свое волшебное варево.

В таинствах тьмы богиня имеет несколько образов: дарительница жизни и носительница смерти, созидательница и разрушительница. По ее велению приходят бури, дождь и роса, приносящие земледельцам как радость, так и огорчения. Способ, которым богиня создает влажность, схож со способом, которым она же вызывает ток менструальной крови. Луна управляет земными приливами, но она же управляет течениями в женском организме. Жидкости всегда были символами мистического присутствия богини. Древние старались выбрать для поклонения ей места, обычно расположенные в пещерах и гротах, в которых из скал понемногу сочилась вода. Церемонии, связанные с наполнением сосудов водой и их опустошением, являются типичными для ритуалов поклонения ей.

Часто такие сосуды имели носики, горлышки или рыльца, выполненные в виде мужских фаллосов.

В книге “Женские таинства” (1976) Эстер Хардинг описывает древнюю церемонию вызывания дождя, на которой запрещалось присутствовать мужчинам. Во время нее обнаженные женщины, стоя в реке или ином потоке, обрызгивали друг друга водой. Правда, иногда все собравшиеся женщины начинали брызгать только на служительницу культа, представлявшую в данном случае богиню Луны.

В сущности, физическая или символическая связь богини с женщинами обыкновенно осуществлялась посредством жидкостей. Процессы, происходящие в подсознании, всегда ассоциировались с течением воды, что, вообще говоря, верно и в отношении человеческих эмоций. Жидкости женского тела всегда считались обладавшими особенными мистическими свойствами. Одним из верований Старой Религии было и такое, что любой предмет приобретал некие магические свойства, если он находился в контакте с половыми органами нагой женщины, лежащей на алтаре. Впоследствии этот древний обычай был объявлен сатанинской практикой. Однако с оккультной точки зрения, при некоторых обстоятельствах одно и то же действие может считаться святотатством, а при других обстоятельствах — благим делом. В главе пятнадцатой мы еще поговорим о вещах, имеющих отношение к вышеизложенному.

 

Назад

Вперед

 

 

Hosted by uCoz